Было это прошлым летом. В ожидании автобуса мы оказались на остановке вдвоём с дачницей с соседней улицы, и она пожаловалась: «Ни у кого нету, а мою картошку сжирает нематода».
Такое серьёзное заявление я не могла оставить без внимания. Срочно познакомилась с Любовью, узнала адрес её дачи и стала выспрашивать подробности. По рассказу, на нематоду не было похоже, но посмотреть всё же стоило. Для верности пригласила на специалиста.
Хозяйка дачи и её соседка заподозрили в причастности к нематодам юркого белого червя. Нина Ивановна убедительно объяснила:
– Нематоды очень мелкие. Маковое зёрнышко представляете? Такая по величине циста.
– А в ней сто яиц и личинок, – подсказываю я.
– Да, сто, – продолжает агроном. – Их без лупы не разглядишь. Подозреваемый червь может оказаться проволочником, который, отродившись развивается 4 года и в стадии развития бывает всяким, в том числе и белым, лишь потом жёлтым становится. А нематода, если бы и была, то уже проявилась бы.
И правда, мы видим окученные (на 3 раза) рядки хорошей картошки. В это лето она повсеместно выглядит красиво. Единственный непорядок выказывают кое-где пожелтевшие нижние листья.
– Начинается макроспориоз, – сразу констатирует агроном. – Если сырая погода продлится, возможен фитофтороз.
– Не дай, Бог! – заклинает Мария. – А чем защитить?
– Фитоспорин? – предполагаю я, вспомнив, как прошлым летом одна соседка с чувством сказала: «За одно только слово «фитоспорин» спасибо.
Но Нина Ивановна настроена не столь благодушно: «Чтобы вырастить идеальную картошку, обработки нужно проводить с самого начала, каждые 2 недели до цветения и после цветения опрыскать. Можно использовать оксихом и фитоспорин, конечно. А сейчас процесс уже начался. Дальше пойдёт белый налёт на нижней части стебля.
– Плесень, – понимающе кивает Мария, – уже есть.
– Мы зависим от погоды, – объясняет специалист. – Картошке влажность нужна до 75%. Не более. У нас – все сто.
Хозяюшка, привычная к работе, о чём красноречиво говорит идеальный порядок на даче, и при гостях не останавливается. Я и заметить не успела, когда она набрала пучок этих самых жёлтых картофельных листьев. Переглядываюсь с Ниной Ивановной, она кивком подтверждает: мол – тоже мера. «А пригорнуть?» – «Всё не пригорнёшь».
Решаем, что фитоспорин, иммуноцитофит (биопрепараты) поддержат картошку, которая особенно уязвима в фазе цветения. Нина Ивановна прихватила книги с цветными иллюстрациями, где каждая болезнь – как на ладони. Попутно обсудили ризоктониоз: не оставлять на семена клубни с чёрными точками – отскребай, не отскребай их, инфекция останется. Что до главного в здоровье картофеля, то это севооборот. Исхитряться менять места посадки...